Чувство сочувствия у детей

 

Сочувствие людям — способность понимать чувства другого человека, сопереживать, сострадать и сорадоваться вместе с ним. Такая разновидность эмоционального восприятия окружающего мира, свойственна детям в большей степени, нежели взрослым. Однако малыши в силу своего малолетнего возраста не сразу умеют ей управлять.

В одинаковых условиях все дети ведут себя различным образом. Одни готовы незамедлительно прийти на помощь, пожалеть и попытаться успокоить любого в этом нуждающегося. Другие же, абсолютно равнодушны и эгоистичны, их трогает только то, что неразрывно связано с ними лично. Есть и третья категория детей, проявляющих агрессию по отношению к другим детям, не задумываясь могут обидеть, оскорбить и даже ударить любого.

Маленькие дети, обладают особенным свойством – они способны четко разграничивать проявления доброжелательности и негатива по отношению к ним и чутко на них реагировать. Малыши искренне тянутся к добрым и отзывчивым людям, и напротив, отвергают людей злых и «тяжелых». Не зря говорят, что никто не способен как дети чувствовать внутренний настрой людей.

Детское сопереживание выражается по-разному, все зависит от ситуации. Если ребенок, видит, как плачет другой малыш, он скорее выразит к нему сострадание и даже может при этом расплакаться сам. У малыша может также исказится лицо, как от боли, когда он видит, что больно другому.

Но бывает, что кто-то из детей задорно засмеялся, увидев боль сверстника, и ваш малыш поддержал смеющегося и засмеялся вместе с ним. Такая реакция тоже является сопереживанием – но только уже другому, тому, кто выразил свои эмоции более ярче и привлекательнее и чей настрой оказался ближе вашему ребенку в этот момент.

Воспитание сочувствия, сопереживания и сострадания к родным и близким, к окружающим людям, животным и т.д. не будет сложной задачей, особенно, если родители обладают этими качествами сами. Обязательно высказывайте ребенку свое отношение к его действиям. И это должна быть не только негативная оценка. Выражайте истинную радость по поводу того, что ребенок в определенной ситуации поступил очень хорошо.

Чтобы ребенку было легче понимать, что такое сопереживание, учить его сочувствию необходимо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Ведь только при сравнении хорошего с плохим, доброго со злым у ребенка формируются нравственные чувства.
Рассказывая малышу сказки, не забывайте обращать его внимание на нравственную сторону происходящего. А в повседневной жизни давайте правильную и объективную оценку действиям других людей. И, конечно же, обеспечьте ребенку наглядный пример проявления заботы и сочувствия к близким вам людям.

Сиротка

К. Петерсон

Вечер был; сверкали звёзды;
На дворе мороз трещал;
Шёл по улице малютка,
Посинел и весь дрожал.

«Боже! — говорил малютка.
— Я прозяб и есть хочу;
Кто ж согреет и накормит,
Боже добрый, сироту?»

Шла дорогой той старушка
— Услыхала сироту;
Приютила и согрела
И поесть дала ему;

Положила спать в постельку —
«Как тепло!» — промолвил он.
Запер глазки… улыбнулся…
И заснул… спокойный сон!

Бог и птичку в поле кормит,
И кропит росой цветок,
Бесприютного сиротку
Так же не оставит Бог!