Как научить ребенка не бояться

 
 

Детские страхи – просто капризы или повод для серьезного беспокойства?

Часто наших детей одолевают какие-нибудь страхи. Парой эта реакция оправдана каким-либо событием, а иногда ребенок придумывает предмет страха себе сам. Кто-то дрожит при виде животных, кому-то страшно в темноте, кого-то пугает звук ветра и т.д.

Поводы для пробуждения этого чувства не имеют границ. Более того, согласитесь, что даже взрослому человеку, причем каждому, свойственно чего-то бояться. Так что же говорить о маленьком ребенке. Часто дети пугаются того, что взрослому кажется смешным или глупым. Но как бы там ни было, помочь ребенку справиться со своими страхами это наша с вами важная и не простая задача. Самое главное никогда нельзя говорить ребенку: «Ты трус!», так он храбрым не станет.

В первую очередь необходимо уяснить для себя, что страх сам по себе является одной из самых опасных эмоций. Он представляет собой реакцию человеческого сознания на действительную или мнимую, но воспринимаемую и переживаемую как настоящую, опасность.
Человек устроен таким образом, что испытав чувство страха однажды в определенной ситуации, он будет переживать это чувство каждый раз в аналогичных случаях на протяжении всей своей жизни.

Несомненно, дети, особенно в маленьком возрасте (3-5 лет), сами придумывают себе предметы страха. Особенно это прослеживается у детей с повышенной впечатлительностью и эмоциональностью. Вспомните себя, наверное, многие из вас в детстве боялись темноты. Ведь там, в темноте живут злые колдуны, монстры и чудовища. А для некоторых, не побоюсь этого выражения – ПО ГЛУПОСТИ их родителей — «бабайка» или еще какое-нибудь нелепое и неведомое существо.

Чтобы помочь малышу преодолеть свой страх, для начала нужно об этом поговорить с ним в спокойной и доверительной обстановке, не стесняясь быть с ребенком искренним. Постройте свой диалог таким образом, чтобы ребенок понял, что то, чего он боится не более чем плод его воображения.

Реакция на любые детские страхи у родителей должна быть максимально спокойной, но при этом не равнодушной. Не относитесь к страхам ребенка, как к капризам, и ни в коем случае не ругайте и наказывайте его за них. Больше рассказывайте и читайте ребенку истории о том, как кто-то справился со своими страхами и стал храбрым и смелым.

Обсуждая эти истории, убеждайте малыша в том, что и у него это обязательно получится.

НЕ БУДУ БОЯТЬСЯ

Э. Мошковская

Страшно в лесу,
А если в грозу?
А в темноте ночи?
Страшно очень.
И есть там медведь,
и медведица есть,
и волки даже!
А заяц как же?
А заяц живёт,
и — ничего!
И ёжик живёт,
и детки его,
и бегают детки,
резвятся!
И я не буду бояться!

СКАЗКА О ТОМ, КАК МЫШОНОК ПОПАЛ В БЕДУ

Пошел маленький Мышонок в лес погулять. Сидит на ветке Лесная Птица.
— Не ходи, Мышонок, далеко в лес, — говорит Лесная Птица. — Влесной чаще ямы да овраги. Упадёшь в яму — пропадёшь.
Не послушался Мышонок. Забрался он в дремучую чащу. Там дорожек нет, тропинок не видно, лес стоит стеной. Шёл Мышонок, шёл и провалился в большую тёмную яму. Яма глубокая, не может Мышонок сам из неё выбраться.
— Спасите! Помогите! — закричал Мышонок.
Услыхала Лесная Птица его тонкий голосок и полетела к Маше.
— Маша, Маша! Маленький Мышонок упал в глубокую яму! Побежала Маша к Ойке-капризуле. — Ойка! Надо спасти Мышонка. Он упал в глубокую яму. Он там пропадет!
— Ой, Маша, что ты придумала! — говорит Ойка. — Ой, уже ночь наступила! В лесу волки воют. В лесу темно, страшно. Мы не найдём в лесу дорогу.
— Посмотри в окошко! — сказала Маша. Выглянула Ойка в окно и видит: в дремучем лесу светло как днём. На ёлках белки сидят со свечками. По дорожке зайцы скачут с фонариками. В траве светлячки зажгли свои огоньки. Поднялась из-за леса Луна.
— Как не стыдно, Ойка! Не будь трусишкой! — говорит Луна. — Я буду вам светить, дорогу показывать!
Вздохнула Ойка, взяла Машу за руку, вышли они из дома. Луна ярко светит, дорожка серебром блестит.
В лесной глуши волки воют, а выйти на тропинку боятся. Пугают их огоньки и фонарики. Подошли девочки к тёмной яме. Зайцы и белки вокруг скачут, а как помочь Мышонку — не знают. Мышонок на дне ямы прижал ушки и плачет.
Сняла Маша свой поясок, а Ойка ей говорит:
— Привяжи к пояску мою туфельку. А я пока на одной ножке постою. Спустила Маша туфельку на самоё дно ямы. Забрался Мышонок в туфель-ку, крепко ухватился за шнурки и держится.
Вытащили девочки Мышонка из ямы.
— Спасибо, Маша! Спасибо, Ойка! — сказал Мышонок. — Без вас я бы тут пропал.
Рады зайцы и белки, а Луна сверху смотрит и улыбается.

С. Прокофьева