Get Adobe Flash player
                                                                                        
 
РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННЫХ


Говоря о рефлексах новорожденных, следует помнить, что у новорожденных детей как, впрочем, и у всех взрослых людей, существует два типа поведения: 
 
1. Сознательное - это когда любому действие предшествует обдуманное решение, проще говоря сначала думаем и только затем делаем.
2. Рефлекторное - когда любая реакция осуществляется автоматически. 
 
Если мы показываем малышу какую-нибудь яркую игрушку, к примеру, погремушку, то в голове ребенка возникает такая, возможно, мысль: «Во что бы то ни стало, мне срочно нужно взять «это» рукой». В это время мозг малыша посылает такой сигнал рукам, инструктируя их, как это сделать.
 
Если дотронуться игрушкой до области коленки малыша, то его ножка обязательно дернется - это и есть рефлекс. 
 
В основном поведение новорожденных детей рефлекторно, но по мере взросления и соответственно, совершенствования нервной системы, действия становятся более осмысленными. 
 
У человека в младенческий период существует около восьмидесяти примитивных рефлексов. Большая часть, которых познавательного характера, а остальные делятся на: защитные и для достижения каких-либо целей. 
 
Рассмотрим наиболее интересные рефлексы новорожденных:
 
Рефлексы рта - помогают малышу находить источник пищи и насыщаться
 
Сосательный рефлекс и глотательный рефлекс - самые важные из рефлексов рта. Когда мы протираем мягкое нёбо малышу, а также губы и рот изнутри, щеки и подбородок, то обязательно увидим, как ребенок автоматически начинает делать сосательные движения.
К названным рефлексам очень близок - поисковый или его еще принято называть исследовательский рефлекс. Достаточно слегка пощекотать соской лицо младенца, как он тут же повернет в эту сторону свою головку, стараясь ухватить источник щекотки губами, как бы разыскивая пищу. Этот рефлекс наблюдается до трех с половиной месяцев и к четырем постепенно исчезает, так как к этому времени у ребенка уже появляются более совершенные навыки.
 
Рефлекс испуга (его еще называют рефлекс Моро). 
 
Обратите внимание, когда вы резко и неожиданно убираете руку, которой поддерживаете ребенка, то малыш в мгновение старается уцепиться за все вокруг и не найдя опоры, начинает кричать с испуганным лицом. Такое непроизвольное при испуге хватательное движение и есть защитный рефлекс малыша. Ребенок как бы говорит нам в этот момент: «Ты мне нужен рядом, что бы я мог за тебя ухватиться». Этот рефлекс - рефлекс испуга особенно прослеживается в течение первого месяца жизни ребенка и постепенно исчезает к третьему-четвертому месяцам. Антропологи считают, что рефлекс испуга, как и хватательный рефлекс, являются примитивными формами поведения, благодаря которым дети «прикрепляются» к своим родителям.
 
Хватательный рефлекс. 

Если погладить малышу ладошку или попробовать просунуть в его кулачок свой указательный палец, особенно со стороны мизинца, то малыш обязательно ухватиться за него и крепко сожмет своими пальчиками. 
Несмотря на младенческий возраст, дети способны достаточно сильно сжимать свои пальчики, да так сильно, что их в этот момент даже можно приподнять и удерживать пока они сами не разожмут кулачки. 
Такой эксперимент следует проводить только на мягкой поверхности, так как младенец никогда не контролирует тот момент, когда разожмет кулачок. 
Хватательный рефлекс присущ не только для верхних конечностей, если  надавливать на подушечку стопы большим пальцем, то произойдет подошвенное сгибание пальчиков. Если же провести пальцем зигзаг по стопе, то произойдет ее тыльное сгибание при  этом пальчики разойдутся веером - физиологический рефлекс Бабинского.
Хватательный рефлекс особенно выражен в первые два месяца жизни малыша и к третьему ослабевает, а к полугоду исчезает вовсе.
Стимуляция хватательного рефлекса способствует более быстрому психофизиологическому развитию.
Наличие хватательного рефлекса после четырех месяцев указывает на нарушение нервной системы ребенка. 
 
Рефлексы поддержания правильного положения. 
 
Такие рефлексы нацелены на выживание. Они способствуют малышу удерживать голову, туловище, руки и ноги в такой позе, которая наиболее удобна ребенку для дыхания и его нормального развития.
Если положить малыша вниз лицом, то он непременно приподнимет головку и повернет ее в сторону, обеспечивая, таким образом, доступ воздуха к своему носику. 
Если же накрыть лицо малыша пеленкой, то он сначала попытается ухватить ее ртом, а затем станет энергично вертеть из стороны в сторону головкой и молотить ручонками по поверхности, на которой лежит, то есть будет пытаться освободить свое лицо, чтобы ему ничто не мешало дышать и смотреть.
 
Рефлекс кляпа (выталкивания). 
 
В то время, когда ребенок учится сосать и глотать, рефлекс кляпа заставляет его выталкивать любые твердые предметы из полости рта. Такая реакция  предохраняет малыша от шока. Любое воздействие на заднюю часть глотки младенца, порождают выталкивающие движения нижней челюсти и языка для освобождения глотки. Эта реакция сохраняется у человека на период всей его жизни, однако язык здесь участвует только в первые шесть месяцев.
Именно этот рефлекс, делает для детей трудным переход с жидкой (молочной) пищи к твердой.
 
Рефлекс отдыхающей шеи (фехтовальщика). 
 
Если положить ребенка на спину и повернуть его головку в сторону, то малыш вслед за головой в ту же сторону отведет ручку и ножку, приняв позу фехтовальщика готового к атаке. По этой причине рефлекс отдыхающей шеи еще называют рефлексом фехтовальщика, который, кстати, одновременно и способствует и препятствует общему развитию мускулатуры. С одной стороны, этот рефлекс поощряет малыша смотреть на свою устремленную вслед за головой собственную ручку и фиксирует внимание на погремушке, зажатой в ней. С другой же - не позволяет находиться по центру головке, рукам ребенка и погремушке. К трем - четырем месяцам жизни этот рефлекс исчезает, а малыш начинает держать предметы прямо перед собой.
 
Рефлекс шагов.
 
Подержите ребенка над ровной и твердой поверхностью так, чтобы он од-ной ножкой опирался на нее. Тогда эта его ножка рефлекторно подожмется, а другая напротив, опустится на поверхность, как если бы малыш собирался пойти. 
Если оторвать носок малыша от поверхности, то он подожмет ножку, как бы собираясь затопать на месте. 
Стимуляция рефлекса шагов способствует ускорить психофизиологическое развитие малыша. В таком случае дети начинают ходить уже в восемь – девять месяцев и у них превосходно развивается мелкая моторика. 
Рефлекс исчезает к двум месяцам жизни.
 
Рефлекс отдергивания. 
 
Этот рефлекс защитная реакция ребенка от боли. Он характерно прослеживается, когда у малыша забирают кровь на анализ – от укола, несомненно, доставляющего боль ребенку, он рефлекторно отдергивает уколотую ручку или ножку, чтобы избежать боли, и в это же время при помощи другой начнет толкаться и отпихиваться от своего «обидчика». Такая реакция, также как и рефлекс кляпа, сохраняется у человека на весь период его жизни.
 
Рефлекс ползания 
 
Если положить малыша на живот и приставить к его стопам свои ладони, то ребенок почувствуя упор, начнет отталкиваться ножками от ладоней, устремляясь вперед, как бы пытаясь ползти.
Стимуляция этого рефлекса очень важна, так как он способствует укреплению мышц спины и живота. Ребенок к третьей неделе уже начинает самостоятельно держать головку и с легкостью и удовольствием выкладывается на живот. 
Рефлекс исчезает в три - четыре месяца.
 
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту

ИНТЕРНЕТ МАГАЗИНЫ