Get Adobe Flash player

Стихи для взрослых

Любить читать

 
Любить читать.
Любить читать, значит Уметь читать!
Дорогие друзья, ничто не способно заменить самый важный источник знаний для человека - книгу. Не смотря на то, что сегодня мы живем во времена стремительно развивающихся высоких технологий, усадить маленького ребенка за компьютер или вручить ему планшет не только проблематично, но и не правильно. А прививать любовь к чтению необходимо с самого раннего возраста, так как благодаря книгам у малыша развиваются смысловое восприятие, ассоциативное мышление, память, внимание, фантазия и воображение. Словарный запас обогащается, а кругозор расширяется. С книгой ребенок познает мир и получает знания. 
 
Сегодня же мы можем наблюдать, что наши дети, как это не прискорбно читать не любят и не хотят, при чем не имеет значения, на каком носителе содержится текст - бумажном или электронном. И даже доброе стихотворение Валентина Берестова "Как хорошо уметь читать" или же прекрасное произведение Сергея Михалкова "Как бы жили мы без книг" не могут повлиять на современных детей и привлечь их к чтению. В чем же кроется тайна такой разницы между сегодняшними детьми и детьми скажем так лет в двадцать-тридцать назад? Почему наши дети прибегают к чтению только лишь в случае срочной надобности извлечения какой-нибудь информации?
 
Попробуем со всем этим разобраться, а заодно и постараемся выяснить на сколько нужно раннее обучение чтению, что мы можем получить в результате такого обучения и как сделать процесс раннего обучения для ребенка легким, но продуктивным.
 
Раннее чтение - нужно ли?
 
Не смотря на то, что сегодня дети в полном смысле этого слова новые, все применяемые методы воспитания и обучения в общеобразовательных процессах остаются бабушкиными - устаревшими. О том, что наши дети, в плане скорости развития кардинально отличаются от нас в их возрасте, думаю никто со мной спорить не будет. Наверняка и вы замечали за своими детьми, что у них раньше появляются первые зубы, чем у вас когда-то, они быстрее начинают держать головку, ползать, ходить, есть ложкой и т.д. Скорейшее развитие у современных детей происходит как в физическом так и умственном плане. При правильном выборе метода развития дети начинают раньше говорить, и не просто говорить, а осмысленно выражать то чего они хотят, раньше начинают читать, считать, писать, размышлять и думать, прежде чем делать.
 
Сегодня не существует единого мнения по поводу необходимости обучения ребенка раннему чтению, тем более, что официально чтению так и продолжают начинать обучать только в первом классе. Поэтому кто-то из родителей стремиться применить все современные методики на своем ребенке и видя реальные положительные их результаты активизируется именно в этом направлении, а кто-то считает, что нет надобности торопиться так как большинство детей все же учились и учатся читать в школе, такое опережение событий с их точки зрения кроме собственного самолюбия родителей и нервно-психического переутомления ребенка в себе ничего полезного не несет.
 
Однако проблемы детского чтения возникают у детей и тех и других родителей. Это и затяжной переход от чтения по слогам к чтению словами, и чтение без вникание в смысл прочитанного - техническое чтение, и вообще отвращение к любому чтению. 
 
Эти последствия не являются следствием ни раннего начала обучения чтению ни наоборот, а кроются в отсутствии мотивации (заинтересованности) обучаться или идти дальше у обучающегося, а также недостаточностью у обучающего познаний в применяемой методике обучения, если говорить о раннем обучении чтению.  
 
Если ребенок поступает в первый класс, когда он уже достаточно хорошо читает, ему попросту будет не интересно находиться среди своих сверстников, которые только начинают обучение букв и звуков. Приведу пример из собственной жизни: к пяти годам я читал уже бегло и первые несколько дней в первом классе испытывал гордость за свои достижения в этом направлении, но представьте себе, как мне быстро перестало нравиться посещать уроки чтения, когда те кому я читал сказки в садике усиленно пытались - сначала изучить звуки, потом сложить их в слоги и затем только мучительно вычитывали слова по этим слогам. Во втором классе я читал уже хуже большинства своих одноклассников.
 
У тех же кто только начинает обучаться чтению, обучение преподносится в такой форме, что и учиться не хочется.
Самая серьезная проблема в раннем обучении - это, конечно же, не правильное обучение, которое в большинстве случаев вызвано недостаточностью у обучающего познаний в применяемой им методике обучения либо не умением заинтересовать ребенка. Таким образом мы учим так - не зная как, либо для того чтобы было. Результат очевиден.
Сотни лет люди учили чтению детей в следующей последовательности: буква - звук - слог - слово по слогам - слово словом. Затем звуки переместили в начало очереди, а к изучению букв приступали только тогда, когда более менее начинали читать по слогам, сами же слоги вытягивали на распев, и действительно когда ребенок был изначально ознакомлен с согласными как "БЭ", "ВЭ", "ГЭ", "ДЭ" и т.д., то соединить их с гласными без "Э" было очень затруднительно. Второй способ хоть и превосходит первый все же трудноват для ребенка. Сначала звуки нужно выучить, а затем понять как их соединить.
 
На самом деле, все гениальное на столько просто, что даже не вериться, что до этой простоты додумались только в 21 веке. 
 
Сейчас я немного опишу прелести одной из методик, но вы не думайте, что я таким образом пытаюсь прорекламировать вам ее автора и его плоды. Просто раз мы уже заговорили про раннее обучение чтению, то это на мой взгляд единственная методика, которая несет в себе колоссальный эффект и не напрягает ребенка. 
Я не зря упоминаю практически в каждой своей статье о том, что жизнь ребенка нужно превращать в игру и это не случайно, так как только таким образом дети непринужденно обучаются и к такому обучению у них всегда есть интерес. Этот же способ используется в методике обучения ребенка раннему чтению Николаем Зайцевым посредством теперь уже знаменитых его "Кубиков Зайцева".
 
Принцип следующий: складовое чтение и пение. Зайцев предлагает вообще миновать этапы изучения звуков и букв, а сразу переходить к изучению слогов, которые в разных вариациях изображены на кубиках. Взрослые играя с детьми показывают им кубик с каким-нибудь слогом и напевают его, так ребенок быстрее запоминает созвучие и постепенно и не заметно для себя, начинает читать, соединять знакомые ему уже звуки слогов. Если подумать, то действительно ребенку намного проще изучать сразу слог, а не тратит время и сила на последовательность - звуки, буквы и т.д. Я не использовал "Кубики Зайцева" лишь по той причине, что когда обучал дочку чтению я просто не знал о их существовании, поэтому наш процесс обучения немного затянулся, мы учились по старой схеме звук - слог и т.д., бегло читать мы стали в пять и месяц. 
 
Зато с шести месяцев мы использовали интерактивную программу для речевого развития "Говорим с пеленок". От которой я пришел в восторг, когда дочь стала говорить связано и осмысленно в десять месяцев. Программа "Говорим с пеленок" построена по принципу сочетания визуально слухового эффекта. Весь курс разбит на три раздела: "Слова", "Словосочетания" и "Предложения". Каждая картинка появляющаяся на экране телевизора сопровождается ее звуковым обозначением, и таким образом ребенок запоминает сочетание красочной картинки со словом которое ее обозначает, либо же сочетание короткого мультипликационного ролика в который заложен сюжет с емким сопровождением диктора. В программе широко используются знаменитые стихотворения детских поэтов. Таким образом, когда ребенок начинает говорить, а начинает он говорить при помощи этой программы до года, он не просто лопочет понравившиеся ему слова, а произносит вдумчиво и уместно целые предложения или выражения. При этом он уже знает что такое яблоко и что в нем может жить червячок, что с неба может лить дождь и греметь гром с молнией и вообще многое, в том числе легко усваивает рифму.
 
В свете сказанного и с учетом собственного опыта, согласиться с психологами утверждающими, что раннее обучение - это один из способов лишить ребенка радостного детства я не могу, думаю, что вы со мной согласитесь, так как сегодня раннее развитие это необходимое условие освоения нашими детьми окружающего современного мира, в котором прогрессируют высокие технологии и безграничные объемы информации. И когда ребенок раньше начинает вдумчиво читать, то он раньше о многом узнает, а это один из ключевых моментов к успеху в современном мире.
 
Главное правильно подойти к этому вопросу, выбрать самую подходящую для своего ребенку методику обучения, изучать правила ее применение и преподнести малышу так, чтобы ребенок хотел в ней участвовать, то есть не нагружать, не заставлять, а играть и за одно обучать, постоянно поддерживая и развивая полученное.
 
Сейчас, когда я уже давным-давно закончил школу я думаю, ну неужели у моей первой учительницы была на столько сужена фантазия, что она не могла заинтересовать уже умеющего читать первоклашку к своим урокам, чтобы я не утратил ко второму классу приобретенное до школы, а еще больше развил? Ведь даже в советской школе игры во благо приветствовались, а учительница моя могла даже использовать мои знания в своих уроках.
 
Думаю, что на вопрос о том, нужно ли прибегать к обучению детей чтению в раннем возрасте мы с вами ответили. Но наша то тема "Любить читать", а значит необходимо задуматься и о том, как привить ребенку любовь к чтению. Ведь Прививать ребенку любовь к чтению и учить ребенка читать, абсолютно разные понятия. И, так:
 
Как привить нашим детям любовь к чтению?
 
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала посмотреть на себя и решить, а любим ли читать мы сами и видят ли эту любовь наши дети, которые воспринимают поведение своих родителей, не иначе как первоначальную основу для своего будущего поведения (Стереотипы поведения). Поэтому если в семье к чтению относятся холодно, то с большой долей вероятности дети книголюбами не станут.
 
Вот собственно основной ответ на поставленный вопрос. Все остальные видятся лишь сопутствующими.
 
Когда родители чуть ли не с пеленок приучают малыша к книгам, регулярно, с удовольствием и эмоционально читают соответствующие возрасту ребенка произведения, при этом находят время почитать художественную литературу для себе и показать это ребенку, как хороший пример, специально не заостряя на этом внимание, то такой ребенок будет всегда проявлять большой интерес к литературе и когда вырастит. У него с детства будет заложено в сознании, что иначе жить просто не возможно. А вот если ребенка заставлять читать, то эффект будет противоположным.
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту

ИНТЕРНЕТ МАГАЗИНЫ