Get Adobe Flash player

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

                                                                                                                     

Дай-то Бог каждому, избежать опасных для жизни ребенка случаев. Но если Вы все же с такими столкнулись, нужно знать, как оказать малышу первую помощь.

Эти простейшие советы не способны заменить профессио­нальных знаний, тем не менее, они могут помочь вам сохра­нить жизнь ребенка в экстремальных ситуациях. В таких случаях обяза­тельно зовите на помощь, чтобы, пока вы занимаетесь ребенком, кто-то мог вызвать «скорую».

Первым делом, следует убедиться, что дыхательные пути свободны, что ребенок ды­шит, пульс должен быть, по крайней мере, больше шестидесяти ударов в минуту (нормальный пульс для ребенка – сто двадцать ударов в ми­нуту). Если есть подозрения на травму позвоночника, не тро­гайте ребенка и ни в коем случае не поворачивайте ему голову.

И так, рассмотрим более подробно как себя следует вести в некоторых случаях:

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ШОК

Маленькие дети везде ползают, повсюду лезут и могут случайно за­сунуть пальчики в розетку или положить в рот электрический провод. Сильный удар то­ком способен вызвать остановку сердца, шок, судороги, сильные ожоги. Первое, что от вас требуется, это разомкнуть цепь, при этом умудрившись самому избежать удара током.

Следует выключить рубильник или по возможно­сти перерезать провода. Если это невозможно, сле­дует наступить на непроводящий ток сухой пред­мет (дерево, пластик) и оттолкнуть ребенка от источника поражения ножкой стула, при помощи швабры и т.п. В крайнем случае, вы можете оття­нуть ребенка за одежду. Проверьте, нет ли ожогов: если таковые имеются, закройте их стерильной по­вязкой или обмотайте целлофановым пакетом и срочно вызывайте «скорую помощь».

ОТРАВЛЕНИЕ

Держите токсичные вещества подальше от ре­бенка. Все бутылочки с лекарствами должны иметь крышки, которые невозможно открыть ребенку. Но если у вашего ребенка началась рвота, появилась сильная сонливость, судороги, или если он потерял сознание, если область вок­руг рта обожжена или имеет подозрительно бледную окраску, то есть все основания подозре­вать, что ребенок отравился.

Первым делом - срочно вызывайте «скорую помощь». Попытайтесь выяснить, чем отравился ребенок, какова доза и как давно. Сообщите об этом врачу. Если ребенка вырвало, оставьте эти частицы, чтобы показать врачам. Но ни в коем случае не вызывайте сами рвоту у ребенка. Вы можете дать ему попить воды. 

Если ребенок не дышит, попытайтесь сделать искус­ственное дыхание, но прежде оботрите рот ребенка и делайте искусственное дыхание через кусок ткани.

КРОВОТЕЧЕНИЕ

Сильная кровопотеря может вызвать у ребенка шок. Действовать нужно — немед­енно. Первое правило при незначительном кровотечении: следует наложить давящую по­вязку. Пораженный участок тела поднимают выше уровня сердца.

Уложите ребенка таким образом, чтобы пораженная часть его тела была приподнята. Если в ране есть инородное тело, наложите давящие повязки выше и ниже раны; ни в коем случае не вытаскивайте инородное тело сами. Вы можете приоткрыть рану, разорвав одежду в пораженном месте.

Если рана более серьезная (если кровь бьет клю­чом, что говорит о поврежденной артерии), произво­дится пальцевое прижатие артерии выше поражен­ного места на 10 минут. После этого делается затягивающая повязка или накладывается жгут. Если кровь все равно просачивается, не меняйте по­вязку, а накладывайте новую поверх первой.

АСФИКСИЯ

Это одна из самых распространенных при­чин младенческой смерти, так как малыши тянут в рот все без разбору.

Если есть подозрения, что ваш ребенок пода­вился, но он все еще в состоянии плакать и откаш­ливаться, аккуратно похлопайте его по спине. К мерам же, описанным ниже, следует прибегать, если ребенок в сознании, но уже не может ни пла­кать, ни кашлять, если он едва дышит и издает сви­стящие звуки. Если и эти меры не помогут, а пульс уже не прощупывается, вам придется делать ребен­ку искусственное дыхание. 

 

 

1) ПЯТЬ РАЗ ПОХЛОПАЙТЕ ПО СПИНЕ

Уложите ребенка вниз головой вдоль своей руки.

Рукой обопритесь о свое бедро.

Крепко перехватите челюсть ребенка.

Свободной ла­донью сделайте пять резких похлопываний по спине, между ло­патками.

 

 

 

2) ПЯТЬ РАЗ НАЖМИТЕ НА ГРУДИНУ

Если ребенок не реагирует, переверните его к себе лицом, поддерживая тельце рукой.

Рукой опирайтесь о свое бедро.

Приложите бе­зымянный палец свободной руки к грудине, чуть ниже соска ребенка.

Не меняя положения руки, вытяните средний и указательный пальцы и этими двумя пальца­ми нажмите на груди­ну не более чем на глу­бину 1,5-2,5 см, затем вернитесь в исходное по­ложение.

Всего вы долж­ны так нажать 5 раз подряд.

Продолжайте нажи­мать по пять раз и похло­пывать по спине, пока ре­бенок не выкашляет инородный предмет.

      Если ребенок не вернулся в сознание - переходите к следующей стадии оказания первой помощи.

 

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛ СОЗНАНИЕ

 

Уложите ребенка на спину на пол и постарай­тесь обнаружить инородное тело.

Захватите пальцами нижнюю челюсть и язык ребенка.

Откройте ребенку рот.

Если вы видите инородный предмет, попытайтесь удалить его.

Если это не получается, тог­да мизинцем свободной руки постарайтесь дотя­нуться в глубь гортани.

Если вы заметили инород­ный предмет, попробуйте извлечь его, но следите, чтобы он не продвинулся глубже.

 

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ПРИХОДИТ В СОЗНАНИЕ И НЕ ДЫШИТ


Раскройте дыхательные пути, запрокинув голову ребенку и приподняв его подбородок. Посмотри­те, наблюдаются ли дыхательные движения, приблизьтесь щекой ко рту малыша, прислушай­тесь. Если дыхания нет, делайте следующее. Об­хватите ртом носик и рот ребенка и сделайте пять аккуратных выдохов. Помните! Объем легких ребенка меньше, чем у взрослого, форсированный выдох может повредить легкие ребенка. Затем должны последовать описанные выше пять похлопываний между лопатками и пятикратное нажатие на грудину. Повторяйте процедуру до тех пор, пока ребенок на начнет дышать или пока не прибудет «скорая помощь».

 

ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ И РЕАНИМАЦИЯ


Результатом несчастного случая может быть потеря сознания, остановка дыхания. Если кис­лород перестает поступать в кровь, происходит нарушение мозговой деятельности и остановка сердца. Если вы видите, что ваш ребенок лежит неподвижно, срочно позовите кого-нибудь, чтобы вызвать «скорую помощь». Если ребенок не дышит или если у него нет пульса, вы должны сделать ему искусственное дыхание.

Проверьте, в сознании ли ребенок: похло­пайте по подошвам, позовите его по имени. Если малыш не реагирует, срочно переверните его на спину. Делайте это очень аккуратно, чтобы не усугубить состояние ребенка. Обяза­тельно поддерживайте спинку ребенка рукой. Теперь вам предстоит сделать ребенку искус­ственное дыхание, либо при необходимости прибегнуть к реанимации.

ЕСЛИ РЕБЕНКА ВЫРВАЛО

Во время искусственного дыхания ребенка, находя­щегося в бессознательном состоянии, может выр­вать. Важно, чтобы рвотная масса не попала в лег­кие. Для этого вы должны быстро перевернуть малыша на бок и очистить его рот. После этого про­должайте делать искусственное дыхание.

ШОК 

Некоторые несчастные случаи приводят к резкому падению давления. Если у ребенка озноб, лобик его покрыт испари­ной, губы и ногти синюшного оттенка, если он час­то дышит и теряет сознание, — немедленно вызы­вайте «скорую».

Уложите ребенка на одеяло, голову поверните набок, так как его может вырвать. Ножки поднимите на 20 см выше уровня тела. Ослабьте застеж­ки и пуговицы, держите ребенка в тепле, но оно не должно быть чрезмерным. 

КАК ВЗЯТЬ НА РУКИ РЕБЕНКА, ПОТЕРЯВШЕГО СОЗНАНИЕ     

 

Если ваш ребенок потерял сознание, но он   дышит и нет признаков каких-либо переломов, возьмите его на руки спо­собом, описанным ниже, и ждите, когда прибудет помощь.

Поддерживайте чуть откинутую назад головку ла­донью.

Таким образом, дыхательные пути у ребенка будут открыты, и любыежидкие массы смогут выйти изорта ребенка без угрозы задохнуться

 

УТОПЛЕНИЕ 

 

Ребенок, попавший лицом в воду, даже если уровень воды составляет всего два сан­тиметра, способен утонуть и погибнуть в течение считанных минут.

Если вы обнаружили своего ребенка в воде, срочно поднимите его и возьмите на руки так, чтобы голова была ниже уровня тела.

Это воспрепят­ствует попаданию воды и рвотных масс в легкие.

Если ребенок уже без со­знания, возьмите его на руки, как описало слева, срочно вызовите «скорую».

Если ребенок не дышит, вам следует сделать ему искусственное дыха­ние.

Если ребенок уже наглотался воды, вы должны будете осуществ­лять более резкие вдохи, чтобы расправить его легкие.


ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ 

 

1)    ОТКРОЙТЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ И ПРОВЕРЬТЕ, ДЫШИТ ЛИ РЕБЕНОК

Поддерживая лоб ребенка одной ру­кой, указательным пальцем другой руки аккуратно приподнимите подбородок, тем самым слегка откидывая голову ре­бенка.

Пытайтесь уловить малейшие признаки дыхательных движений.

 

 

 

 

2) СДЕЛАЙТЕ ПЯТЬ МЕДЛЕННЫХ ВЫДОХОВ

Если ребенок не дышит, широко от­кройте рот и сделайте глубокий вдох. Затем охватите своим ртом носик и рот ребенка и сделайте медленный выдох в течение одной-двух секунд.

Следите, поднимается ли грудь ребен­ка, когда вы вдыхаете воздух, и опус­кается ли она, когда вы прекращаете выдох. Повторяйте пять раз.

 

 

3)    ПРОЩУПАЙТЕ ПУЛЬС

Чтобы проверить, бьется ли сердце у вашего малыша, указательным и сред­ним пальцами в течение пяти секунд по­пытайтесь прощупать пульс на внутрен­ней стороне руки, чуть выше локтевого сгиба.

Если пульса нет, переходите к ре­анимации.

Если пульс появился, продол­жайте делать искусственное дыхание до приезда «скорой» или пока ребенок не начнет дышать самостоятельно, каждую минуту проверяя пульс.

 

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЫХАНИЯ 

 

1) ОПРЕДЕЛЯЕМ ТОЧКУ НАЖАТИЯ

Опуститесь на колени возле ребенка.

Од­ной рукой придерживайте лобик.

Указа­тельным пальцем другой руки найдите ус­ловно срединную точку между сосками.

Под этой точкой расположите другие два пальца. Уберите указательный палец.

Вы определили точку нажатия под грудиной.

 

 

2)    ОСУЩЕСТВИТЕ ПЯТИКРАТНОЕ НАЖАТИЕ

Ваша рука согнута в локте; двумя пальцами нажимаем на рабочую точ­ку на глубину 1,5-2,5 см, затем отпус­каем.

Нажатие должно быть пяти­кратное, частое, с отсчетом вслух «один, два, три, четыре, пять».

 

 

 

3) ДЕЛАЕМ ОДИН ГЛУБОКИЙ АККУРАТНЫЙ ВЫДОХ

После пятикратного нажатия делаем глубокий выдох в рот и нос ребенка — в течение одной-двух секунд.

Повторите эту операцию десять раз.

После этого проверьте пульс в течение пяти секунд.

Если пульс не появляется, переходите к постоянному чередованию пятикратного нажатия и глубокого выдоха.

 

 

 

Если ваш ребенок начнет дышать самостоятель­но, прекратите реанимацию, держите его в положении, как при потере сознания. Пульс проверяйте каждую минуту.

        И - храни вас Бог!

На главную... 

 Статья подготовлена с использованием материалов Фрэнсис Вильямс.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск по сайту

ИНТЕРНЕТ МАГАЗИНЫ