Что несёт в себе поэзия для детей?

 
 

Чтение  стихов детям с раннего возраста играет колоссальную роль в развитии их интеллектуальных способностей, мышления и укрепления памяти. Дети с младенческого возраста чувствуют ритм речи и уже с первого дня жизни способны определять интонацию. Поэтому изначально малыши познают мир в большей степени на слух. А ассоциируют происходящее по интонации речи родителей.

Спокойные, но при этом обогащенные словарным запасом обращения к малышу с первых его дней, несомненно, обогатят и его словарный запас, что в будущем поспособствует ребенку выражать свои мысли легко и непринужденно. А привитие любви к стихам с детства, позволит малышу при общении в будущем использовать синонимы, рифму и просто красивые, слаженные выражения.

Поэтому читать стихи детям можно уже с младенческого возраста. Ведь малыши даже в свой первый месяц способны внимательно слушать рифмованные и мелодичные строки познавательных стихотворений. А если чтение еще и сопровождать игрой при помощи фигурок или игрушек, то такой визуально-слуховой эффект только поспособствует раннему развитию ассоциативного мышления. И когда ребенок немного подрастет, он не только с удовольствием будет стараться произносить доступные и знакомые ему слоги вместе с вами, но и понимать о чем они повествуют.

Так почему же поэзия играет важную роль в развитии ребенка.

Дело в том, что поэтическая речь кардинально отличается от обычной — разговорной речи. Она насыщена яркими образами, зрелищна, красочна, фонетически богата и воспринимается, как песня. Ребенок чувствует эти особенности, и интуитивно тянется именно к таким произведениям. А четкие, звонкие, легко запоминающиеся рифмы, которые присущи всем детским стихотворениям, позволяют малышу без особых усилий выучить произведение за несколько повторений.

В свою очередь повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга. В то время, когда ребенок занимается с логическими развивающими играми или игрушками, у него усиленно работает только левое полушарие мозга, а при повторении и заучивании стихов активно действует весь мозг.

Давно доказано и это не секрет, что ребенку, знающему большое количество стихов в раннем возрасте, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания и такие дети, демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким-либо причинам со стихами в детстве не знакомили.

Разумеется, что стихотворения для малышей нужно подбирать соответственно их возрасту, для самых маленьких – короткие четверостишья о любимых игрушках, для детей постарше – о природе, сказочных персонажей, животных. И не напрягать ими ребенка, чтобы малыш их любил, а не наоборот.

Стихи учат детей прислушиваться к звучанию слов и дают им знания о том, что одинаковые по звучанию слова могут быть разными по смыслу (содержанию) и, наоборот, слова различные по звучанию могут обозначать одно и тоже.
Детская поэзия содержит достаточно много звуковых повторов (аллитераций) и созвучий, которые превосходно развивают артикуляцию и произношение.

Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма.

Поэтому окружая малыша выражениями в разнообразных литературно-художественных формах, мы, несомненно, обеспечим, не только становление у него осмысленной правильной и красивой речи, но и обогатим его внутренний мир и общее эмоциональное мировоззрение.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что изучение стихов с раннего возраста является необходимой и эффективной составляющей общего развития и обучения ребенка.