Нунагмитский кит

Эскимосская сказка

Давно это было.

У одного науканского охотника из рода Нунагмит было две жены.

Первая жена детей имела, вторая – бездетной была и жила в отдельном пологе.

Вот однажды эта женщина притворилась больной.

Муж из жалости к ней перестал охотиться в море, не отходил даже от дома.

Боялся охотник, как бы жена не умерла.

В том же селении, в роду Нунагмит была девочка-подросток.

Жила девочка с отцом, без матери, и когда отец на охоту уходил, бродила она по селению, все подслушивала да подглядывала, все знать хотела.

Однажды муж больной женщины у порога землянки сидел и увидел проходившую мимо девочку.

Девочка смотрела в глаза охотнику и смеялась.

Рассердился охотник и закричал:

– Уходи отсюда, насмешница, не то палкой прибью.

Разве не знаешь, что жена моя больная лежит.

Девочка сказала:

– Ты можешь ударить меня, но я смеюсь потому, что знаю про твою больную жену кое-что.

Сказав это, девочка убежала.

Охотник вошел в полог первой жены и сказал ей:

– Эта озорная девчонка что-то сказать мне хочет.

Надо позвать ее и хорошенько угостить.

На следующий день девочку позвали и стали угощать.

Охотник спросил:

– Что хотела сказать?

Почему смеешься, видя меня?

Девочка сказала:

– Твоя вторая жена, что живет в отдельном пологе, постоянно обманывает тебя.

Совсем она не больна, а только притворяется.

Человек тот спросил:

– Что же делает она?

– А ты сам сегодня ночью около землянки укройся да покарауль, может быть увидишь что-нибудь.

И вот, когда ночь наступила и луна полная взошла, охотник вышел и около землянки за большой камень спрятался.

И когда луна до середины ночи дошла, больная жена его на улицу вышла, одевшись в сильягак1 и в камгыки2.

В одной руке у женщины – деревянное блюдо с мясом, в другой – ведро с водой.

Поднялась женщина на крышу землянки, встала посередине и запела.

Услышал охотник, как женщина песней звала мужа своего-кита.

Кончив петь, стала прислушиваться.

Вдруг далеко в море послышался шум: это было дыхание кита.

Услышав шум, женщина снова запела.

Вот уже ближе послышались выдохи кита.

В третий раз запела женщина.

Луна осветила берег, и охотник увидел, как к берегу подплыл кит.

Женщина быстро вниз побежала.

Кит прислонился к большому прибрежному камню.

Встала женщина на камень и начала кормить и поить кита.

Когда накормила и напоила, из ноздрей кита человек вышел и на берег поднялся.

Человек тот, вышедший из кита, был молодой и красивый.

Он вместе с женщиной в ее полог ушел, там надолго остался.

Охотник к своей первой жене пошел и рассказал ей, что вторая жена действительно мужа имеет.

После этого охотник лег спать.

Утром проснулся, взял большой капун3 и стал его камнем точить.

Целый день капун точил, пробуя острие на своей щеке.

Хорошо капун наточил.

На следующий день старшей жене сказал, что на охоту идет.

Захватил с собой охотничье снаряжение, вышел, у скалистого берега спрятался, стал жену-обманщицу караулить.

И вот, когда луна до середины ночи дошла, снова женщина вышла, одетая в сильягак и в камгыки.

Как и прежде, запела женщина, призывая из моря своего мужа-кита.

Вдалеке послышался шум от выдоха.

Это кит шел к берегу.

Четырежды женщина спела призывную песню, и снова кит подошел к прибрежному камню.

Накормила и напоила кита и после этого из ноздрей его человек вышел, на берег поднялся, вместе с женщиной в ее полог вошел, там остался.

В это время охотник к берегу спустился, держа в руках капун.

Приблизившись к киту, капун прямо в сердце кита вонзил, убил.

И в этот же миг китовый человек около женщины сильно вздрогнул, поднялся, вниз побежал.

Прибежал к киту, в ноздри его вошел, и не стало его.

Человек вернулся к жене.

Другие охотники кита освежевали, никакого человека там не нашли.

К вечеру охотник к неверной жене пошел, там ночевал.

Оказывается, вторая жена забеременела.

Охотник много зверей добывать стал, каждый день в море находился.

И вот вторая жена его разрешилась.

Муж спросил.

– Кого же ты родила, мальчика или девочку?

Женщина ответила:

– Китеныша родила я!

Испугался муж, но ничего не сказал.

Положила мать китеныша в большой таз с водой и стала его растить, кормя своим молоком.

А муж ее еще больше стараться на охоте стал.

Быстро рос китеныш.

Вот уж таз для него мал.

Сделали китенышу большую яму на берегу ручья.

Воду из ручья в яму пустили.

Но и эта яма оказалась малой, когда китеныш с белугу величиной вырос.

Решили нунагмитцы всем родом спустить китеныша в море.

Дорогу к морю выровняли, на большой моржовой шкуре китеныша к воде спустили.

Чтобы не потерялся в море китеныш, привязали к ноздрям его красную метку.

Так с меткой и ушел в море.

Но привык кит к людям и часто стал приходить к Нунаку с другими китами.

Подходил кит к прибрежному камню, и женщина-мать кормила его грудью.

Напитавшись, уходил снова в море.

Во время охоты нунагмитцы узнавали своего китеныша по красной метке и не трогали его.

Это он приводил с собою других китов, поэтому нунагмитцы постоянно удачно охотились и не испытывали голода.

В то же время люди из рода Мамрохпагмит перестали добывать китов, не имели вкусной пищи мантак – китовой кожи с жиром.

Всех китов от их селения уводил к нунагмитцам кит, рожденный женщиной.

Но однажды мамрохпагмитцы увидели нунакского кита с красной меткой.

Мамрохпагмитский умилык4 сказал:

– Вот то, что будет нашей едой!

После этого гарпунщик рожденного женщиной кита загарпунил.

Убили мамрохпагмитцы нунагмитского кита.

Долго ждали нунагмитцы своего воспитанника-китеныша, но не дождались.

А сестра одного нунагмитского охотника за мамрохпагмитцем замужем была.

Жалея своих родственников, отправилась в Нунак и рассказала, что мамрохпагмитцы убили кита с красной меткой. .

Был в Нунаке левша, хорошо владевшей луком – Ни одна, стрела, пущенная левшой, не уходила мимо цели.

Причалят; охотники к берегу, а левша, сидя на высоком берегу околосвоей землянки, кричит:

– А ну, поднимите весло, стрелу пущу!

И действительно, от верхних землянок до берега в Нунаке ничья стрела не долетала, а левша в весло попадал.

Хороший стрелок был левша.

Снарядились нунагмитцы однажды, взяли луки и стрелы и поплыли на байдарах в сторону мыса Оюк.

Там, около Оюка, увидели они плывущего на каяке мамрохпагмитского умилыка.

Оказывается, он один выехал на охоту.

Начали нунагмитцы приближаться к нему.

Быстро начал убегать на каяке умилык.

Вот к берегу причалил, из каяка выскочил, вверх по траве карабкаться стал.

В это время нунагмитский умилык левше сказал:

– А ну, вон того бегуна срази!

Левша на носу байдары примостился, лук свой натянул, затем спросил:

– В какое место попасть?

Умилык, сидящий за рулем, сказал:

– Попади в то место, которое убегать ему помогает.

Левша прицелился, пустил стрелу и попал умилыку мамрохпагмитцев прямо в пятку.

Стрелою даже кость раздробило.

Высадились на берег и убили врага.

Затем к мамрохпагмитцам поехали, к берегу причалили, вверх поднялись.

Мамрохпагмитцы гостей радушно приняли, мясом китового позвонка накормили.

Не знали они, что их умилык убит.

После этого нунагмитцы спустились к берегу, сели в байдары и уехали.

Достигнув мыса Умкуглюк, к острию гарпуна поплавок привязали и вверх подняли.

Подняв высоко поплавок, стали кричать.

Увидели мамрохпагмитцы поднятый вверх поплавок, услышали крики, тотчас к байдарам побежали.

Начали догонять яунагмитцев, но не смогли догнать.

Так нунагмитцы за своего кита, рожденного женщиной, отомстили.

Мамрохпагмитцы же с весны до осени не смогли отомстить нунагмитцам за своего умилыка.

Наконец решили они заманить их моржовым ревом.

В ту же ночь с луками и стрелами мамрохпагмитцы через гору Мамругагнак к морю спустились, у прибрежного утеса Тыпагрука спрятались и принялись громко кричать по-моржовому.

А нунагмитцы еще до рассвета на моржовую охоту выехали в сторону Тыпагрука.

Как только к Тыпагруку приблизились, услышали сильный моржовый рев.

Bce байдары в сторону моржового рева поплыли.

В это время мамрохпагмитцы и начали стрелять из луков по байдарам.

Одну байдару продырявили, утопили, многих людей поранили.

Через некоторое время нунагмитцы в Мамрохпак поехали, у мамрохпагмитцев жерди от нар землянок поотнимали.

Так друг другу отомстили, затем хорошо и дружно стали жить в одном селении – в Наукане.

1. Сильягак – дождевой плащ.
2. Камгыки – обувь для морской охоты.
3. Капун – копье.
4. Умилык – старшина (старший).

Сказки народов Севера